?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 Декабрь 2010 @ 14:20
О ночных сторожах, естественности и роли учителей  
Учение Кун Фу-Цзы для китайцев не религия и даже не философия, оно -- самоочевидный здравый смысл. Впечатанный в бессознательное результат пяти тысяч лет эволюции человеческого общежития. Хотя, как говорил мой интернатовский наставник Ли Юэнь: «возраст человека измеряется в годах, а человечества -- в миллионах человек». Например, в средние века европейское общество чудесным образом помолодело.


НИИ Истинной Истины, крайне обеспокоенный состоянием образования и умов молодежи, послал меня на конференцию, посвященную вопросам обмену опытом с лучшими западными специалистами в сфере образования. Как позже выяснилось, сфере образования непонятно чего непонятно зачем. Которые приехали, чтобы и у вас в России тоже непонятно что образовывалось в промышленных масштабах.

Несмотря на свой возраст, я выгляжу довольно юной, однако присутствующие на конференции дали бы мне фору по всем статьям. Во-первых, учителя и учительницы, ещё вчера выпустившиеся из вузов, столь активно налегали на спиртное и конопляное во время обучения, что по их внешнему виду я бы им в дочки сгодилась. Во-вторых, то, что они говорили, рождало во мне внутреннее ощущение, что я ровесница если не Авраама Болеслава Покоя, то как минимум Ли Юэня.

Тон на конференции задавала девочка лет тридцати. Другие дети уважительно называли ее Координатором. Координатор почти без акцента рассказывала:

-- Самое главное, не стеснять детей в их проявлениях. Ребенок полон энергии, учителя старой школы считали, будто долг учителя -- эту энергию направлять в нужное русло. Но на самом деле, кто мы такие, чтобы решать за детей? Ученик -- такой же человек, как и мы. Он ровно так же вправе направлять свою энергию.
-- Даже наверно в большем. -- подсказала я. -- Ведь это его энергия.

Координатор однако не уловила моей иронии.

-- Вот именно. Даже в большем. Дело в том, что мы, взрослые, уже нагружены своими стереотипами. А дети все еще чисты и не нагружены своими стереотипами. Их энергия направляется в естественное русло естественным путем.

Я снова не выдержала.

-- Наиболее естественно для человека бегать голышом, ловить дичь и кушать ее не разогревая.

Сидевший поблизости двадцатипятилетний ребенок недовольно покосился на меня и попытался сразить сарказмом:

-- «Если вы такие умные, то почему строем не ходите»?

Но я подхватила его мысль и передала дальше:

-- Кстати, да, детям наиболее естественно было бы вообще не идти в школу -- хоть строем, хоть рассредоточившись. Школа -- противоестественное место для траты энергии. Энергия гораздо естественнее тратится во время поджигания помоек, издевательств над кошками и бития стекол. А также физиономий детям послабее. И еще взрослым послабее. Да и посильнее тоже -- если толпой навалиться.

Координатор занервничала, схватила себя одной рукой за другую, и я ощутила в себе желание участливо поинтересоваться, не боятся ли родители отпускать ее одну координировать конференции.

-- Понимаете. -- наконец выдавила из себя она. -- Наша конференция посвящена новым подходам. А новый подход -- свобода. Понимаете? Свобода детского самовыражения, детского самоопределения, детского самовосприятия.

На этом месте я при помощи Контекстуального Моделятора создала на несколько долей секунды иллюзию двух детей с обрезами, расстреливающих своих товарищей по классу. Это видение настолько потрясло собравшихся, что до конца конференции они обсуждали только один вопрос: не слишком ли это противоречит свободе самовыражения ученика, если учитель все-таки не даст ему кого-нибудь пристрелить.


Я не зря начала заметку с коротких ремарок об учении Кун Фу-Цзы. Конфуцианство ведь тоже решает проблему взаимоотношений старшего и младшего, учителя и ученика. Однако там, где современное Образование Непонятной Субстанции для баланса и равновесия постановило лишить ученика каких-либо обязанностей, чтобы тот не чувствовал себя ущемленным, Кун Фу-Цзы во имя равновесия и баланса наделял обязанностями учителя. Да, ученик должен исполнять волю наставника -- это его обязанность. Но обязанность наставника -- служить нравственным, интеллектуальным, волевым примером. Даже не примером -- образцом воплощенного совершенства.

Тут крайне важно понять: не ученик обязан таковым считать учителя, наоборот, это учитель обязан таким быть. Только в этом случае ученику вменяется в обязанность беспрекословно стремиться к состоянию учителя.

Но, под мерзкое хихикание Внеземных Цивилизаций, многие учителя утратили собственное совершенство, сохранив однако за собой привилегию требовать повиновения. Столь раздражающее положение вещей побудило учеников -- напомню, учеников несовершенных учителей, -- вслед за тем устранить и право на учительский контроль. Это все равно как, из-за протекающей крыши снести и стены.

Мировоззрение, при котором, -- в следствие детской травмы, нанесенной человеку его властным, но несовершенным учителем, -- человеческое бессознательное требует самоустраниться от права учить окружающих, после короткого совещания с проф. Инъязовым было решено называть Фридизм (от английского «free» -- «свободный»).

Фридист видит в любом обучении вмешательство в личную жизнь и ограничение свободы. Учит ли учитель ученика считать, завязывать шнурки или разбираться в людях -- в любом случае он ущемляет детскую свободу. Быть может, -- вопрошает Фридист, -- ученик не хотел? Не хотел считать по навязанным правилам. Быть может, его нутро требует, чтобы два плюс два было равно пяти, а шнурки были не завязаны? Цинично вмешавшись вы разрушили ту самую детскую непосредственность, при которой, например, мошенники кажутся друзьями. Откуда у вас право решать за других? Дайте детям свободу на их детское самовоспитание.

И взрослым, таким образом, тоже -- их ведь уже поздно воспитывать.

Вроде бы Фридист заботится о слабых и угнетенных. Но на самом деле он лишь выдает незримую индульгенцию собственному несовершенству. Наделив ученика поступать как ему угодно, он тем самым позволяет себе быть кем угодно -- не примером уже, не воплощением самого лучшего, а чем-то невнятным, что, не исключено, в свои тридцать ничем не лучше десятилетних. Фридизм позволяет каждому пустить многие десятилетия собственной жизни в никуда. Ничему не научиться за это время, не стать лучше, не обрести понимание, не вырасти над собой. Но избавить себя от стыда, законодательно закрепив всеобъемлющую номинальность своего положения. Кун Фу-Цзы бы спросил: «а почему этот человек -- учитель»? «Разве же он этого достоин»? «Учитель не обязан быть достойным, это лишь профессия», -- ответит ему современный специалист в области Безобразования.

Ребенок, с детства помещенный в окружение Фридистов, уже в самом раннем возрасти начинает тяготеть ко Фридомии (от английского «freedom» -- свобода). Осознав, что ближайшие ему естественные авторитеты -- родители и учителя -- ни в чем его не ограничивают, он довольно быстро перестает ограничивать и сам себя.

Сорвавшееся с привязи Либедо (от английского «liberal» -- «лишенный предрассудков») требует нащупать те законы, которые еще негласно действуют, и демонстративно их нарушить. Однако самоустранение учителя вовсе не означает исчезновения непосредственно иерархии. Просто верхним ее звеном становится самый сильный ученик. Физически и морально сильный. И он, -- другими уже средствами, -- начинает приучать остальных к другим уже законам. К тем самым, милым сердцу Фридиста естественным законам -- законам стаи. В разгуле Фридомии можно нарушать все законы общества, но законам стаи приходится следовать беспрекословно.

Да и после школы ученик ведь выйдет в мир, где все остальные окончили ровно такие же школы. То есть, в мир Фридомитов. Это ведь только в детстве кажется, что тебе взрослые всегда будут все прощать. Но с чего бы Фридомиту прощать другого Фридомита? Он же не Фридист, чтобы все прощать. Тут уже кто кого. Два плюс два равно пяти только до первой кассы. И выходит потворство ничем неограниченному Либедо в конечном счете губит и его носителя тоже.

Вот так перманентное непротивление сопротивлению со временем делает сопротивление перманентно непротивимым.

Кун Фу-Цзы считал, что олицетворяющий государство правитель обязан быть наивысшим учителем и наивысшим примером. Западная мысль превратила государство в Ночного Сторожа, сделав затем и учителей простыми сторожами. Учитель и государство не учат, не тянут вверх, не подают пример, они лишь смотрят, чтобы не растащили ценности и не поубивали друг друга. Даже нет, и это позволяется, -- они следят, чтобы не пришли другие учителя. Те, которые учителя в истинном смысле.


Отдел Разработки Экзистенциального Софта для избавления себя от Фридизма, а некоторых других -- от Фридомии, рекомендует представлять себе такую картину. Горит дом. В доме человек без сознания. Вы можете его вытащить. Но вдруг он так и хотел лежать в доме без сознания пока не сгорит? Может такое быть? Безусловно может. Однако из-за ваших сомнений сгорит такое количество не желавших сгорать, что те редкие сгоревшие в полном соответствии с их собственным желанием этого не окупят.

Тем более, желание добровольно сгореть тоже возникает из-за встречи с Фридистами и Фридомитами. Только более ранней.



 
 
 
Thaidenathaidena on Декабрь, 18, 2010 10:00 (UTC)
что-то в этом есть...
Roman Grachevgraker_ru on Декабрь, 18, 2010 10:20 (UTC)
Хорошая заметка, спасибо.
Mysterious Strangerstrejndzher on Декабрь, 18, 2010 12:51 (UTC)
Очень понравилось :) Пример нагляден. А роль государство в мире победившего Фридизма - лучше и не описать :) Сторож который не учит, но охраняет.

Спасибо
Caretta Carettakrysyaka on Декабрь, 18, 2010 12:57 (UTC)
ммм а чем фридомисты отличаются от фридомитов?
И вы пропустили определение либедо =)
ala_guerreala_guerre on Декабрь, 19, 2010 18:03 (UTC)
Фридисты -- это учителя, отказавшиеся быть учителями. А фридомиты -- их ученики.

Либедо -- инстинкт, заставляющий освобождаться от всего подряд.
net_plananet_plana on Декабрь, 18, 2010 13:52 (UTC)
Это все компоненты заговора Инопланетных Цивилизаций. Упаси боже попрать чью-либо свободу. Кто-то мучает кошек? И пусть, таким образом данный субъект делает свой мир невыразимо прекраснее. Злостный душегуб? Но в его мире было так мало добра и теплоты. Это общество сделало его таким. Потом в мозги вбиваются тезисы и догматы посложнее. Как-то: нет сумасшедших и недоразвитых, есть альтернативно одаренные. И вся прочая сопутствующая толерастия. И одурманивание в таком ключе начинается уже с детей.
Я вижу бесконечностьcn_mangetsu on Декабрь, 18, 2010 13:54 (UTC)
Опечатки.
„Не смотря на свой возраст“
И, возможно, „Либедо“
Антон Икрянниковaikr on Декабрь, 18, 2010 21:50 (UTC)
Извините, «Либедо» — это опечатка в слове «либидо», или какой-то новый термин, который Вы упустили истолковать?
(Анонимно) on Декабрь, 19, 2010 10:21 (UTC)
Уважаемая Аля,

Спасибо большое за очередное эссе и как обычно изысканно-приятночитабельный язык имхо почти без пошлостей и эстетизма как крайностей.

Особенно мне импонирует вот это:

....обязанность наставника -- служить нравственным, интеллектуальным, волевым примером. Даже не примером -- образцом воплощенного совершенства....

Подмывает этот фрагмент меня на ассоциации, что при не достаточном уподоблении наставника образу-эталону и преподносимому идеалу его миссия часто превращается в восприятии учеников в занудненькое менторство и/или в малооправданное с точки зрения учеников неравенство статусов, что и порождает некоторые проблемы в современных либерализирующих(ся) сообществах и трактуется часто тонкочувствительными учениками очевидно под воздействием вирья иноцивилизаций ;-)как несправедливость на фоне общей equality

вот так вот, думается мне, вирье внеземных иногда помогает поддерживать в тонусе учителей в виде бенчмарков профпригодности и прочих помогающих не зазнаться в вещунстве и менторстве трюков ;-)

ПрофДушевного Здоовья Вам, Аля! Спасибо за Ваши работы, неокрепшим личностям как мин в моем лице они имхо полезны. кип поустинг ткскть ;-) (палермское народно-гнилоинтеллигентское (с)
hed_gamahoghed_gamahog on Декабрь, 19, 2010 11:55 (UTC)
По-моему, тут проблема в другом. Не в "контролировать-не контролировать", а "что, где, когда и как". Ясен пень, что ребёнку надо запретить мучить животных. И уж, наверное, не мешает всыпать пару горячих, застав его за поджиганием соседского амбара. А вот позволить разок-другой лизнуть зимой железную качельку не помешает. Хотя бы для того, чтобы чилдренёнок убедился, что взрослые не зря говорили "тебе же хуже будет". И уж точно не нужно силой запихивать сына в секцию карате, если он мечтает учиться играть на гитаре. Мера должна быть во всём. И в свободе, и в ограничениях. Это я по своему детскому опыту :) (качельку лизать не приходилось, мне хватило того, что к ней пальцы приклеились)
38_pop38_pop on Декабрь, 19, 2010 13:40 (UTC)
Вы, похоже, смешиваете два разных понятия учитель и воспитатель (наставник). Возможно не именно Вы – просто здесь есть определенная путаница.

Все, что написано, пожалуй верно по отношению к воспитателю (наставнику). Есть спорные моменты, но не суть.

А вот к учителю, если определять его как специалиста в определенной области знаний и передающего эти знания ученику, странно предьявлять какие-то претензии в плане того, кем вырастет ученик.

Конечно, в идеале, учитель должен быть одновременно и воспитателем. Но никто не обнимет необъятного. Реально: или глубоко знающий свою науку учитель или наставник – "...нравственный, интеллектуальный, волевой пример". Попытка убить множество зайцев, как известно, не приводит ни к чему хорошему.
ala_guerreala_guerre on Декабрь, 19, 2010 18:05 (UTC)
Это и есть основа Фридизма -- разделить учителя и воспитателя, а потом устранить второго.
(no subject) - 38_pop on Декабрь, 20, 2010 03:33 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ala_guerre on Декабрь, 20, 2010 10:53 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - 38_pop on Декабрь, 20, 2010 11:50 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ala_guerre on Декабрь, 20, 2010 13:53 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - 38_pop on Декабрь, 20, 2010 15:06 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ala_guerre on Декабрь, 20, 2010 15:52 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - 38_pop on Декабрь, 20, 2010 16:26 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alt on Январь, 11, 2011 11:35 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 11, 2011 12:37 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 11, 2011 07:20 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - met_la on Январь, 11, 2011 10:16 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 11, 2011 10:43 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - met_la on Январь, 11, 2011 11:26 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 11, 2011 11:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 11, 2011 12:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 11, 2011 14:34 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 12, 2011 03:44 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 12, 2011 04:30 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 12, 2011 04:58 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 12, 2011 05:10 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - koshka_nat on Январь, 12, 2011 05:26 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alt on Январь, 11, 2011 12:00 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - loiri on Январь, 11, 2011 14:43 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ala_guerre on Январь, 11, 2011 15:20 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - dr_imago on Декабрь, 20, 2010 17:11 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alt on Январь, 11, 2011 11:21 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alt on Январь, 11, 2011 11:07 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - alt on Январь, 11, 2011 10:58 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - (Анонимно) on Январь, 12, 2011 13:35 (UTC) (Развернуть)
(Анонимно) on Декабрь, 20, 2010 05:26 (UTC)
Последнее предложение: "Только более ранниМИ"?
mjol1nir: Niggamjol1nir on Январь, 11, 2011 06:43 (UTC)
Да и привилегия через 'и' пишется.
mashineheadmashinehead on Декабрь, 20, 2010 05:47 (UTC)
Увы. Опять воображаемые победы, над воображаемыми тупицами. На том же "гнилом западе" существует сеть элитарных учебных заведений, выпускающих будущую элиту соответствующих стран. Правила там жесткие, требования серьезные и никаких поблажек ни чьим детям. Но нужно понимать что соответствующие заведения уже выковали немало железных леди и джентльменов, которые служат наочным доказательством их эффективности. Вопрос в другом - кому нужны "педагоги" умеющие лишь побеждать воображаемых противников в воображаемых спорах или же технично калечить "воспитуемых" любого возраста в реальности ? Где та продукция которая бы поставила бы вашу систему на сколько-нибудь существенную планку ? Что же до "законов общества" и "законов стаи" - никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не было по другому, потому что стая (или же в некоторых случаях прайд) - более организованная социальная единица, нежели общество в целом, потому что имеет собственные цели и принципы, в отличие от общества, которое есть лишь совокупность соглашений о правилах общежития.
ala_guerreala_guerre on Декабрь, 20, 2010 11:11 (UTC)
Fwd: как там все?
Ну вот видите, система с серьезными требованиями и на Западе дает искомый результат.
Re: Fwd: как там все? - mashinehead on Декабрь, 20, 2010 11:40 (UTC) (Развернуть)
sergeant_psycho: pic#104470683sergeant_psycho on Декабрь, 20, 2010 10:38 (UTC)
Блестяще! Полностью согласен, уважаемая Аля!
Может пора вводить раздельное обучение? По моему это лучший выход в нынешней ситуации.
ala_guerreala_guerre on Декабрь, 20, 2010 11:09 (UTC)
Раздельное, в смысле полов? Мне кажется, это крайне неудачное решение. Дети, во-первых, не научатся общаться с людьми другого пола, а, во-вторых, взрастят в своей среде некоторые неправильные ориентации.
(no subject) - sergeant_psycho on Декабрь, 20, 2010 11:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ala_guerre on Декабрь, 20, 2010 13:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - sergeant_psycho on Декабрь, 21, 2010 05:05 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - the74er on Январь, 11, 2011 06:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - monla_gomma on Январь, 1, 2011 14:38 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - sergeant_psycho on Январь, 7, 2011 19:11 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - monla_gomma on Январь, 8, 2011 17:20 (UTC) (Развернуть)
образования - red_valjok on Январь, 23, 2011 08:53 (UTC) (Развернуть)
(Анонимно) on Декабрь, 21, 2010 04:44 (UTC)
Спасибо, очень интересное эссе.
Не кажется ли вам, что они не опасаются за образование вообще, надеясь на воспитательную (в интересах элиты) функцию телевизора?
Олег
osheinoshein on Декабрь, 21, 2010 12:21 (UTC)
Ну как бы начать следует с поиска достойного быть учителем,а лишь потом требовать повиновения учеников.
red_valjokred_valjok on Январь, 23, 2011 09:03 (UTC)
Не-е, главное опустить учителя, а потом распустить учеников. Это хорошо потому что потом, из озверешего поколения, матрицу будет не воссоздать. Мир потребителей обретёт ещё одну страну!

А я бы сказал что не повиновения, а понимания истин нужно требовать всегда.